Как формируется самооценка дошкольника?

Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Ребенок отвечает на вопросы: плохо или хорошо, почему плохо, почему хорошо и т.д. По мере усвоения правил и норм они становятся теми мерками, которые использует ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе ему тяжело. Оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. И решающее значение в формировании самооценки на этом этапе имеет общение ребёнка со взрослыми. Он оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей.

Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Оценивайте детей – словом, жестом , мимикой, улыбкой.

Для формирования самооценки так же важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценка его достижений взрослыми и сверстникам, чувство самостоятельности и успеха, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей семейного воспитания можно охарактеризовать следующим образом:

Адекватная самооценка формируется, если родители уделяют ребенку достаточно много времени, оценивают его положительно, но не выше, чем большинство сверстников, часто поощряют и не только подарками, наказывают в виде отказа от общения, адекватно оценивают физические и умственные данные, прогнозируют хорошие успехи в школе.

Завышенная самооценка формируется, если родители уделяют ребенку очень много времени, оценивают его высоко, более развитым, чем большинство сверстников, очень часто поощряют, в основном подарками, редко наказывают, очень высоко оценивают умственные данные, хвалят при других, ожидают отличные успехи в школе.

Заниженная самооценка формируется, если родители уделяют ребенку очень мало времени, оценивают ниже, чем большинство сверстников, очень мало или вообще не поощряют, часто наказывают, низко оценивают, не ожидают успехов в школе и жизни.

Помогая ребенку в повышении его самооценки, взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе сверстников.

Дети с высокой (адекватной) самооценкой:

· в группе сверстников чувствуют себя увереннее;

· активнее проявляют свои интересы;

· ставят перед собой более высокие цели;

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.